Как все начиналось.

В далеком теперь 1971 году мне было 14 лет и я впервые поехал в велопоход, организованный учителем географии, ветераном войны, партизаном и просто хорошим человеком Канашиным Виктором Григорьевичем. И было нас 8 школяров от 13 до 16 лет. По случаю похода мне был куплен новый велосипед "Десна" за 50 с чем-то там рублей, с боковой подножкой и защитой цепи и восхитительного красного цвета седлом. К слову сказать, боковая подножка отломалась в первый день, про защиту цепи не помню, а восхитительный красный цвет перешел на мои брюки весь, без остатка, благодаря чему седло стало обычного коричнево-серого цвета, а я, в моих зеленых брюках, стал щеголять ярко-красным задом, чем вызывал бурный восторг остальных участников похода. Но делать нечего, запасных штанов у меня с собой не было, как не было многих полезных вещей - спальника, туристической пенки, например. Вообще-то, я их и не видел в то время... А были у нас две двухместных палатки на 9 человек, по тонкому "солдатскому" одеялу и море авантюризма в юношеской крови.
Июньским утром мы выехали из Старой Руссы и поехали в сторону Шимска, чтобы дальше проехать в Псковскую область, где проходила боевая партизанская юность Виктора Григорьевича. Не доехав до Шимска, пришлось прятаться под деревьями от внезапно налетевшего дождя. О дождевиках мы тоже мало что слышали... Переждали дождь и в Шимске В.Г. купил нам всем по большой квадратной пленке-клеенке небесно-голубого цвета. Такие нарядные мы и приехали в поселок Медведь, где нам разрешили переночевать в здании школы-интерната...
А дальше были походные будни, дни солнечные и не очень, дороги, в основном, не асфальтированные, хорошие, добрые люди в проезжаемых деревнях, которые продавали (а может и так давали) нам молоко... Я уже не помню весь маршрут похода, да и карту никто мне не показывал. Путешествовали мы 12 дней и проехали немало, побывав во многих псковских городках: Плюсса, Струги Красные, Гдов и в самом Пскове. А потом выехали в Ленинградскую область и проехали через Сланцы, где купили мне новую флягу взамен пробитой при падении старой, Кингиссеп, Пушкин.

Вспоминается такой эпизод: стайкой из восьми балбесов мы быстро отрывались от Виктора Григорьевича и, уехав на пару-тройку км, отдыхали, а самые "продвинутые" втихаря курили. Как только В.Г. подъезжал к нам, снова гнали вперед... И так довольно долго, мальчишки - народ жестокий... А может мы просто не понимали чего-то? Канашин не ругался, не уговаривал, он просто ехал и ехал, догоняя нас и снова отставая от наших молодых, быстрых и нахальных ног... В конце-концов подошло время обеда и мы таки угомонились. Виктор Григорьевич не отчитывал нас, просто как-то мимоходом сказал, что так делать не стоит и этого было достаточно. Мы его,действительно, уважали...
Был наш пятисотый километровый столб, расписанный углем и украшенный венком из полевых цветов. 500 км это не так уж мало, учитывая, что ехали мы далеко не всегда по асфальту, а то и вовсе по каким-то лесным дорожкам. Потом было еще примерно столько же, но уже по асфальту.
Осталась память и несколько любительских, плохого качества фотографий и тяга к разного рода путешествиям. Спасибо Учителю!

40 лет спустя.

По Псковщине я хотел проехать еще в прошлом году, но что-то там не получилось и я вспомнил, что в 2011 году будет 40 лет тому, историческому для меня походу и решил приурочить поездку к этой дате и посвятить свой небольшой вояж Учителю с большой буквы Канашину Виктору Григорьевичу.
Повторять маршрут того похода я не собирался, да и не помню я его в точности. Решил, что достаточно будет проехать через несколько мест, где мы точно были, а затем заполнить пробелы в моей личной географии - побывать в Гдовской старинной крепости, посмотреть Изборский кремль, Печерский монастырь. А затем, въехав обратно в Новгородскую область через Холм, заявиться на "Большую поляну", где Исмаилыч собирал свою группу "Рыбацкое счастье". Все, в общем-то, так и получилось...
Проезжая старинное село Медведь с его красными аракчеевскими казармами, поискал взглядом интернат, в котором нам дали приют в наш первый дождливый день. И не нашел... 40 лет прошло и я просто забыл, где стояло это здание из красного кирпича, а их там много таких. Все же решил, что это дом, где сейчас находится библиотека. Ну мне так показалось... Дорога дальше была просто сказочная - чем дальше, тем страшнее. Пробираясь между ухабами, надеялся, что псковичи любят людей больше чем сказки и не ошибся! Прямо от границы областей начинался, по нашим новгородским меркам, просто хайвей. Ну я и помчался сперва до Ферапонтовой пустыни, которая еще недавно носила нейтральное имя Николаево, затем до Плюссы, где узнал мостик, на фоне которого мы сфотографировались 40 лет назад. А от Плюссы на Гдов шла хорошая дорога через красивый и душистый сосновый лес, но до чего же кривая! Быстрее 70-80 км в час я ехать просто не мог... Вдоль дороги стояли в основном крупные деревни с довольно крепкими домами, но во дворах часто видны были машины с 78-м или 98-м регионом - Петербург. Все просто - это дачи... Дорога распрямилась, но асфальт кончился. Да ладно, проеду километров 10-15 по грейдеру для разнообразия, а потом и асфальт небось вернут. Проехав с десяток верст и уже наглотавшись пыли от проезжающих машин, остановился на мосту, с которого два парня ловили рыбу: "Ребята, асфальт скоро будет?" Тинейджеры меня не обрадовали, сказав, что дорожка такая будет до самого Гдова, то есть 85 км. "Ну и что, подумаешь, пыль! Видели мы всякой пыли и сами пылили по разным дорогам, правда, Родик?"- беседовал я по пути с мотоциклом... Имя Родион к нему как-то прилипло, видимо из за надписей на боковых крышках "Roadster", дорожник, стало быть, по нашему. А дорога становилась все "страньше и страньше", как говорила Алиса в Стране Чудес, обычный грейдер сменяла древняя булыга, а ее - препротивнейший толстый слой мелкого песка, в котором я вообще не ехал, а пробирался. Зато по сторонам вовсю цвели и благоухали люпиновые (я это позже узнал)) поля. Целые поля синих цветов!

Гдов - небольшой городок практически на берегу Чудского озера. Достопримечательность - развалины древней крепости. Легко нашел их и пошел внутрь, оставив мотоцикл у входа. Не смотря на то, что стены сильно разрушены временем и войнами, на участках, где они более-менее сохранились, видно, что взять такую преграду было совсем не просто. Внутри крепости стоит Собор в честь иконы Державной Божией Матери, построенный на фундаменте собора Дмитрия Солунского (1520-1530), разрушенного в годы Великой Отечественной Войны.
Все как следует рассмотрев и даже забравшись на стену, где это было возможно, поехал дальше, в сторону Пскова.
Приближалось время обеда, вернее, давно прошло:) Хотелось на обед устроиться с комфортом, на берегу легендарного Чудского озера. Первый подъезд к озеру мне не понравился сразу тем, что там был очень плохой заход в воду - много водорослей, а значит - илистое дно. Для рыбалки это хорошо, но я же не на рыбалку сюда приехал... Сфотографировав мотоциклетку и себя заодно на фоне озера, поехал искать счастья дальше. И вот оно - тот самый берег, где мы сняты 40 лет назад. Деревья уже другие, но место то же самое, так как других там просто нет. Попутно отметил, как много в Псковской области памятников, посвященных Великой Отечественной Войне, так же как и у нас в Новгородской. Пообедал кашей из банки и решил погрузить свой организм в прохладные воды озера, как позже оказалось, совсем не Чудского, а Ужинского. Ну и ладно, искупался славно и поехал дальше.
Остановился еще ненадолго по пути на Псков у Спасо-Елеазаровского женского монастыря, красивый...
Чуть не доезжая Пскова свернул к монументу дружине Александра Невского, стоящему на горе Соколихе, с которой открывается чудный вид на окрестности и на сам Псков. Памятник очень впечатляет, 30-метровый монумент заставляет закидывать голову, чтобы увидеть князя Александра, сидящего на коне, в окружении своих верных товарищей. На парковке перед горой встретил интересный музыкальный мотоциклет, "Днепр", увешанный колонками. С хозяином этого чуда встретился по пути наверх, к памятнику. Поздоровались, перекинулись парой фраз типа -Твой? - Ага, мой... - Видно музыку сильно любишь... - Не без того...
Над Псковом зависла туча, наверняка с дождем и мне туда не хотелось, вернее, под дождь мне не хотелось. Но вот, что интересно - и до Пскова и после него мне часто попадался мокрый асфальт, а под дождик я попал только раз и пока надевал на себя дождевик и бахилы, туча улетела дальше и мне пришлось снимать все дождевые причиндалы. Так же и в Пскове - встретились несколько луж и все. Псков - очень красивый город, я в нем бывал не раз, но толком посмотреть не получилось ни разу. Вот и в этот раз. Остановиться получилось только один раз, чтобы снять сквозь деревья Троицкий собор, стоящий в Псковском Кремле. С моста через Великую вид на него гораздо лучше, но куда Родьку-то девать? Так и просквозил Псков навылет, поехав на Изборск.
Изборск - старинный городок, а сейчас - село. Известно своей старинной крепостью, впрочем Википедия расскажет о нем лучше меня... Оставив мотоцикл среди машин на стоянке, пошел посмотреть кремль поближе. Он оказался не очень большим, но все равно, впечатляющим. Высокие стены сложены из известняка, как в Псковском Кремле. Внутри стоит церковь, похоже, что действующая. Не смотря на вечернее время, народу гуляло в кремле довольно много. Пошел и я по тропинке, идущей по периметру крепости. Еще, только войдя, услышал звуки то ли бубна, то ли барабана, а пройдя немного и увидел то и другое. Группа ребят играла явно не древнерусскую музыку на двух волынках, барабане и бубне. Кельтская, если не ошибаюсь, музыка была ритмичной и звала в пляс:) Я таки удержался, а пятеро девчат в длинных, очевидно, тоже шотландских платьях очень здорово танцевали на полянке. Сорвав заслуженные апплодисменты, девчонки устроили передышку, не смотря на то, что ребята продолжали наяривать на своих древних инструментах...
Чуть дальше ребята упражнялись в стрельбе из лука и, заодно, учили своему искусству интересующихся девушек.
Решив, что в Изборске я все посмотрел, самоуверенно покатил к эстонской границе, в Печоры. Оказывается, в Изборске, я как обычно, пробежал по верхушкам, а корешков не увидел... Вывод сделан давно, но все никак не получается ему следовать - нужно перед поездкой собрать в интернете всю информацию о тех местах, куда собрался, можно даже распечатать и потом ходить как с путеводителем... Наверное, для меня, все же, главное - само движение, а не то, куда оно меня приведет. Буду работать над собой:)
Дорога на Печоры встретила большущим щитом с надписью на русском и английском, что дорога платная. Остановился и ненадолго призадумался... Что там за плата и кто ее взимает, не разорит ли меня местный автобан? Понаблюдав какие машины ездят по дороге, уверился, что, если даже здесь и берут какие-то деньги, то банкротство мне точно не грозит - по дороге ездили всякие машинки и среди их было много совсем не престижных ТАЗиков и ГАЗов-Волг. Денег, к слову, никто с меня получить не пытался... Печоры - городок небольшой и знаменит лишь своим монастырем. К нему я и поехал по улицам, ныряющим с холма на холм. Оставив мотоцикл на площади перед монастырем, со шлемом в руке, я вошел в ворота... Я уже как-то писал, что с религией у меня не сложилось, но я отношусь с большим уважением к верующим людям и мне нравится строгая красота церквей, воздушность и, в то же время, монументальнось строений. В голове откуда-то взялось древнее словечко "Благолепие". Не красота, не великолепие, а именно благолепие. Все очень ухожено, из колонок, спрятанных в стенах, транслируется богослужение в Михайловском храме (в монастыре не чураются прогресса). Вышел на наклонную дорожку, что ведет к пещерам, посторонился, пропуская читающего и молящегося на ходу инока. Фотоаппаратом старался не размахивать, но кое что все же поснимал. Набрал в святом источнике холоднющей воды, высыпал все накопившиеся в кармане металлические деньги в кружку для пожертвований и пошел к выходу. Мотоциклет-то у меня стоял без намордника, хоть и у святого места, а все же, все же...
Поднялся к выходу по "кровавой" дорожке, по которой, как говорят, катилась голова настоятеля, срубленная лично царем Иваном Грозным. На выходе не удержался и щелкнул номерной знак рядом с воротами, уж больно неуместным он показался мне здесь...
Дело близилось к ночи и, хотя ночи сейчас "короче воробьиного носа", нужно было подыскивать место для ночлега. Если севернее Пскова таких мест было сколько угодно, то южнее - сплошные поля, кусты кое где и деревни одна за другой. В поисках подходящего места проехал почти до Острова. По дороге остановился разок, поймав закат в зеркала и решив заснять это чудо. Люблю снимать закаты и рассветы... Место таки было найдено, не очень удачное, но выбирать было не из чего. Поставил палатку, сготовил ужин, поужинал, борясь с комарами и полез в свою двухместную берлогу. Лежа в спальнике и слушая приемник, еще раз вспомнил, что в 71-м на 9 человек у нас были две двухместки и нам не было тесно. Ну, может быть, чуть-чуть:)
Ночью, почему-то, я практически не спал. До сих пор не понимаю, что мне мешало. К палаточной жизни я вполне привык, леса никогда не боялся, деревень рядом не было вроде. Но вот что-то не давало покоя и все тут. В общем, решив, что это такое место "плохое", в полчетвертого утра я выполз из своей яранги, поставил воды для чая, а сам пока свернул и закрепил на мотоцикле палатку, спальник, пенку. Чай заварился и я полез за печеньем в одну из боковых сумок, за которые огромное спасибо Саше Shoorik! Печенья нигде не было!.. Я дважды перерыл обе сумки, посмотрел в траве под мотоциклом... нету!.. "Видно леший себе забрал" - наконец решил я, выдул чай без всего и поехал навстречу новому дню. К слову, печенье нашлось, когда я разгружался у гаража, оно лежало на багажнике, придавленное палаткой:) Леший был реабилитирован...Проехал через сонный Остров и повернул в сторону Пушкинских гор. Утром вместе с восходом солнца на землю лег плотный туман. Красиво и загадочно, но иногда очень холодно...
Пушкинские Горы проскочил с первыми лучами солнца. Здесь я уже был и не отказался бы побродить по пушкинским местам еще разок, но на это нужно, как минимум, день, а я хотел застать Исмаилыча и других знакомых и друзей-рыбаков на Разливе, где они собирались в эти дни. Так, по холодку я и покинул гостеприимную Псковскую область и вернулся в свою, родную Новгородскую, которая сразу дала о себе знать легким намеком на дорогу. Правда через десяток километров дорога стала вполне нормальная. В Холме повернул на Демянск, чтобы кратчайшей дорогой проехать на Валдай. Солнце поднялось уже высоко, асфальт нагрелся и впереди снова, как всегда в солнечный день, стали появляться миражики - иллюзия воды на асфальте. Так что миражи бывают не только в пустынях. А может это только я их вижу? Надо спросить у кого нибудь...
По дороге между Демянском и Яжелбицами увидел новый, не открытый еще официально, памятник. На его открытии 22-го июня был Вагиф.

Товарищи рыбаки разъехались меня не дождавшись, застал на поляне только троих знакомых: Колю, Игоря и Лешу. Пообедали, чайку попили у костра, поболтали...
Тем же вечером я был дома, завершив свой "юбилейный" поход. Ничего особенного этот поход не представляет кроме того, что он был посвящен Учителю, хорошему человеку Виктору Григорьевичу Канашину.