За долгую зиму перебрав кучу карт и проложив с десяток маршрутов, я выбрал путь кольцом проходящий вокруг Ладоги или озера Нево, как его называли новгородцы в старину. Манили красоты Карелии, о которых что-то читал, что-то видел по телевидентю, что-то слышал от людей, там бывавших. Оставалось дождаться лета и отпуска, то есть самое трудное. Но лето неминуемо наступило, отпуск тоже не заставил себя ждать. Я готов, Лялька бьет копытом и рвется к новым дорогам. В палатку вшита новая молния, вместо старого примуса взята подаренная газовая плитка карманных размеров, с поллитровым баллончиком. Все! Еду!
16 июля стартовал. Комиссию по проводам представляла кошка Милка, с удивлением глядя на навьюченный мотоцикл и недоумевая, почему хозяин не едет на рыбалку за вкусными плотвичками, а прется неизвестно куда и неизвестно зачем.
Выезд из города. взгляд на Т-34, застывший на подстаменте, все! Еду! Короткий перекур на живописном берегу озера Ильмень, в селе Коростынь, дальше Новгород Великий и дорога на Питер. Шоссе Е-105 не радовало безлюдностью и качеством асфальта. Огромные фуры, обгоняя, норовили сдуть с дороги красную блоху вместе с чокнутым водителем. Поменял тактику - стал ехать ближе к левому краю полосы, а увидев в зеркале надвигающийся "сарай", уходил вправо, максимально отдаляясь от воздушного потока. После Чудова поворот на Кириши, можно слегка расслабиться, дорога вполне пристойная и не перегружена машинами. В г. Волхов постоял - посмотрел на первенца ГОЭЛРО, Волховскую ГЭС и, хотя ей далеко до волжских и енисейских плотин, впечатлился мощью сооружения и подвигом людей, практически голыми руками, без экскаваторов и БелАЗов. построивших это чудо!
При выезде на мурманское шоссе простоял минут 10 - питерцы покидали город на выходные. Машины шли сплошным потоком в сторону Мурманска и жиденьким ручейком в противоположную сторону. Вдоволь настоявшись на перекрестке, приоборзел и втиснулся таки в крошечный просвет, поехал в сторону Петербурга. На Синявинском посту ГИБДД был проверен и проинструктирован, в каком месте мне свернуть и как ехать дальше. Выслушав от лейтенанта пожелание счастливого пути и что- то вроде "не сидится вам дома...", пересек Неву и свернул по указателю с интригующей надписью "имени Морозова". Дорога шла в несколких километрах от Ладоги в сторону приозерского шоссе и была явно военного происхождения, поперечные трещинки через равные промежутки выдавали скрытую под асфальтом бетонку. Позже эта догадка подтвердилась, когда открылась бетонка без асфальта. Встретил интересного индивида, покачивающегося на сиденье джипа и определяющего с помощью GPS, куда же его занесло. Он почти не мог говорить, но был весьма приветлив и все предлагал "по соточке"... Для ночлега нашелся рядом с дорогой карьер с чистой водой в окружении соснового леса. Стоянка не была видна с дороги и вполне отвечала моим запросам.
Выехал утром по холодку, миновал озеро Волоярви с многочисленными рыбаками и покатил дальше, мимо, все чаще встречающихся, непривычных для новгородского уха названий типа Куйвози, Ненимяки...В Лосево долго стоял, обалделый от вида беснующейся Вуоксы. Для меня, жителя плоской как доска Приильменской низменности, такой поток был чем-то совершенно новым, как и дорога за Приозерском, петляющая с холма на холм совершенно непредсказуемо.
Начиналась сказка! Скалы по сторонам дороги, сопки, поросшие соснами, озера с горбатыми островами! Сказка прервалась вместе с асфальтом и завершилась моим невысоким и недалеким полетом с посадкой на песчаную полосу. Жертв и разрушений не было, за исключением порваной штанины, разбитого ветровика и погнутой (а еще титановая) дуги и, маленько, руля. сказка продолжалась в пыли встречных машин. Взбираясь на очередную горку, пытался угадать, в какую сторону повернет дорога. Угадывал не часто - дорога могла повернуть куда угодно, даже назад.Через 35-37 километров асфальт вернули и сказка под названием Карелия продолжала дарить виды один красивее другого. Перед Сортавалой дорога стала подходить вплотную к ладожским заливам в каменных берегах и соснах, бог весть как держащихся на, практически, голых камнях. Удивило повсеместное ограничение скорости в населенных пунктах до 40 км/ч и обилие самопальных "лежачих ментов", сделанных из асфальта. Еще - знаки на дорогах, нарисованные на валунах и даже звери всякие, на этих камнях нарисованы и подписи типа "береги природу, твою мать!".В одном месте Ладога вплотную подходит к дороге и несколько километров я ехал вдоль берега, а на скалах, полого спускавшихся в воду, загорали, отдыхали люди. Постепенно рельеф становился ровнее и привычнее, дорога шла через сосновые боры, камни сменил песок. Ближе к вечеру обогнали, посигналив, два мотоцикла с тремя седоками на них. В Погранкондуши мы встретились. Парень Гена и две девушки из Петрозаводска на эндуро показали мне бывшую границу СССР и Финляндии, камень с надписью СССР с одной стороны и Suomi, с другой. Заодно подсказали, что переночевать можно на берегу Ладоги, пляжи и сосновые леса тянутся вдоль дороги больше 10 километров. Ночлег был суперкомфотным! Палатка стояла в 100 метрах от кромки воды, в сосновом лесу, ветер с озера не давал комарам отведать моей крови, а в чистейшей ладожской воде я прогонял остатки сна утром.
После городка, с древним названием Олонец, опять выехал на Мурманку и скоро въехал в Ленинградскую область. До свидания, Карелия, я не прощаюсь с тобой, я еще вернусь в твою сказку!.. Проехав Лодейное Поле, в Сясьстрое свернул на Тихвин. В Тихвине родился мой отец и я должен побывать на родине предков. Город похож на мой родной, наверное, как и все старинные русские городки, не выдавшиеся размерами.
В Бокситогорске свернул в сторону родной Новгородчины и она меня встретила песчаной и пыльной дорогой. После нее меня можно было перекидывать через сук и выколачивать, как старый половик, а Лялька, чуть просвечивая надписью JAWA, была цвета американского камуфляжа в Ираке. Дальше - красивейшие пейзажи северной Новгородчины, поселок Любытино на берегу Мсты, уже знакомые мне по прежним поездкам дороги, снова Е-105, поворот в Подлитовье и через час я дома.
26.06.2007г. Старая Русса. |
|