Походы выходного дня 2012.

Как всегда, сезон начинался в апреле. Хотя, нет... Все начиналось гораздо раньше - с первыми мартовскими оттепелями, когда терпение подходило к своему пределу и в выходной день ноги сами бежали в гараж, а руки поглаживали округлые бока бака, шершавое покрытие сидения. Думаете, я ненормальный? Ну да, конечно, ненормальный и я знаю еще несколько десятков таких же, готовых пожирать снег вокруг гаража, чтобы приблизить СЕЗОН. И я люблю и уважаю этих людей, ненормальных, веселых и непоседливых!
Но все в этом мире приходит в свой срок, пришло, наконец-то. тепло, асфальт подсох и я тут же выкатился. Прошел ТО, получил заветный талон и полис ОСАГО - можно выезжать на дорогу. Неспеша, по ближним окрестностям, жадно вдыхая пряный весенний воздух, радуясь любой примете весны. А на реках еще ледоход не закончился...

Апрель набирал силу, кое-где зацветала ветреница-наш подснежник-первоцвет. Аисты, непонятно когда успевшие прилететь, сразу затевали капитальный ремонт - таскали всякие палки-щепки на верхушки водонапорных башен или купол недействующей церкви, как в селе Горцы неподалеку от Коростыни. Мотор урчал, колеса крутились, наматывая километры, фотоаппарат исправно снимал все, что мне хотелось запомнить. А впереди еще май и целое лето!

На первомайские выходные был назначен слет Transalp-club'а. Конечно нужно ехать! Тем более, что ехать чуть больше ста км, слет традиционно проводился недалеко от д. Вины, на берегу быстрой и мутной речки Холовы. Выехали с Лешкой, причем его Ровер был нагружен всякими нужностями под завязку. Прицеп тоже... Приехали в сосновый красивый лес, где уже были несколько нетерпеливых трансальповодов. На полянке растут невиданные мной раньше цветы - сон-трава. Красивые сиреневые крупные колокольчики, покрытые ворсинками. Их даже огородили колышками, чтобы не затоптать. Первым делом нужно палатку поставить, потом все остальное. На "все остальное" мне доверили варить уху из купленной в "Пятерочке" форели. Из форельки варить уху мне еще не доводилось... Впрочем, уха получилась очень даже ничего и я получил изрядную долю комплиментов под бодрый перестук ложек. Ну разве могла уха из благородной рыбы быть не вкусной? Да на костре, да в лесу, да в окружении друзей-единомышленников! Время у костра летит быстро, незаметно наступает ночь, включается луна и выглядывает сквозь сосны. Первая лесная, палаточная ночь в этом году...
Утро началось с небольшого дождика, ничуть не омрачившего это праздник свободы. Ближе к полудню народ стал активно прибывать и не только на Трансальпах, хотя их, конечно, было большинство. То и дело слышалось урчание моторов подъезжающих мотоциклов, радостные приветствия старых знакомых, не видевшихся с прошлого года. В лесу стало шумно и весело. Как-то очень быстро и незаметно прошел и этот день. Вечер уже не напоминал вчерашний. Уже не было неспешных разговоров у костра. Народ общался поближе к столу, перемежая разговоры умеренным питием. Поговорить нам всегда найдется о чем, тем более, что это первый слет после долгой зимы...
Утро было ярким, солнечным и... поздним. Это потому, что вечер был очень долгим и плавно переходил в раннее утро. Сегодня мне уже нужно быть дома...
Палатка свернута, спальник скручен и все привязано к мотоциклу. Попрощаться с друзьями и можно ехать. Дорога совсем не длинная, ехал не спеша, с удовольствием. А вдоль дороги все было бело и зелено от ветреницы - наступил Май, а это уже почти совсем лето. Через неделю едем на оз. Клетно, на слет Djebel-club'а!
Джебеловоды обычно проводят майские встречи тоже в первых числах, но весна нынче запоздала в северные районы Новгородчины и, в то время, как у нас вовсю цвели подснежники, всего километрах в трехста севернее в лесу еще лежал снег по колено. Но к празнику Победы снег капитулировал и растаял почти весь. Всегда с удовольствием езжу на джебеловские слеты. Народу съезжается немного и слеты проходят очень камерно, по домашнему. Да и природа Хвойнинского района очень красива - озера, сосны и песчаные дорожки через боры. Итак, приехал...
Много знакомых, вернее, почти все. Быстренько ставим палатку и идем к костру. Ба, да здесь тоже самовар! Этот предмет старого русского быта становится культовым на мототусовсках. Самовар, вообще, агрегат фантастический - дымит своей трубой и поет негромко чайную песенку. Как всегда, остаток дня пролетел незаметно за чаями-разговорами, солнце закатилось за озеро и все потянулись поближе к костру. И уже у костра продолжаются негромкие и неспешные разговоры, не располагает костер к шумной болтовне...

Если трансальповцы сами называют свои слеты матрацными, то на Клетно собирается другой народ. Suzuki Djebel - из тех мотоциклов, которому абсолютно по фигу наличие или отсутствие дорог и ездят на них люди с такой же жизненной философией. Хорошо посидев вечером у костра и выспавшись утром, народ собирается как следует покататься по лесовозным колеям, причем ищут, где поглубже и потруднее проехать. Оставшиеся в лагере и я в их числе просто наслаждаются весной, солнцем и настоянным на сосне воздухом, чуть разбавленным дымком от костра.
И снова вечер, костер, искры, летящие в небо, горячий чай в кружке и полнейшая гармония в душе. Снова ночь, затем утро, лес, звенящий от птичьих голосов, холодная вода в озере, обжигающая лицо... И опять нужно уезжать. По пути заехал в Кончанское-Суворовское, но дом-музей генералиссимуса был закрыт по случаю праздника Победы...
Весна не спеша двигалась к лету, все распускалось и оживало. В такие деньки усидишь разве дома? Каких-то серьезных поездок не было, просто катался по разным дорожкам, останавливался, слушал птиц и наслаждался жизнью. Заодно фотографировал всяких разных первых встречных насекомых. В моем фотоаппарате оказалась очень даже приличной функция макросъемки, что тут же подвигло меня снимать всякие цветочки и козявочки. Иногда получалось... То пчелку за работой получится снять, то грозного такого жукана, в какой-то схватке потерявшего часть ноги, присевшего на пассажирское место и без боя не собиравшегося его никому уступать. После короткой фотосессии он все таки освободил сидушку, наверное, я не оправдал его надежд покататься на халяву.
Июнь не заставил себя долго ждать, а там уже и долгожданный отпуск объявился. На первые несколько отпускных дней у меня была намечена недальняя, но очень важная для меня поездка в Волосовский район Ленинградской области. Расскажу поподробнее. В нашей семье всегда считалось, что мой дед по материнской линии Иван погиб в Великую Отечественную под Лугой. Так говорил однополчанин деда. Официально было сообщено о том, что красноармеец 1064 стрелкового полка 281 стрелковой дивизии Баранов Иван Александрович пропал без вести 29 августа 1941 года. Нашлись добрые люди, написавшие мне, что 1064 полк в эти дни воевал в Волосовском районе и даже дали названия населенных пунктов, где полк дислоцировался. Вот туда я и поехал. А незадолго до отъезда я узнал одну историю. В августе 41-го жительница д. Финские Голубовицы нашла в своем доме тяжело раненного солдата, пыталась его выходить, но солдат умер и был ею похоронен рядом с домом. После войны жителей деревни обвинили в пособничестве немцам и деревню снесли. Но место, где находилась деревня, было известно и показано на карте и даже остались кое какие приметы - пруды, деревья.
Почему-то так хотелось, чтобы этим солдатом был мой дед! Не просто брошенный на поле, а похороненный и оплаканный простой русской женщиной... Очень хотелось побывать в тех местах, пройти по местам, где так недолго повоевал человек, которого я никогда не видел, но которого мне очень не хватало в детстве.
Вот и поехал... Пока ехал до Луги, понемногу снимал всякую всячину: то аиста в гнезде, то сопку Шум-гора, где по преданиям похоронен аж сам Рюрик.
Ближе к Волосову встречались все больше памятники войны. Мемориальный комплекс Большое Заречье - памятник уничтоженным деревням. Стоят в поле печи, которые никогда не дадут тепла, а аисты, как и семьдесят лет назад, свили свое гнездо на столбе.
После Волосова дорога привела меня в Гомонтово, одно из мест дислокации 1064-го полка. Несколько километров вправо и пос. Бегуницы. В Бегуницах есть братское кладбище. Обратил внимание, что воинских захоронений сравнительно немного и они небольшие по сравнению с братскими кладбищами под Старой Руссой. Позже, листая Книгу Памяти Окуловского района и выписывая из нее имена и фамилии бойцов 281 СД по просьбе бегуницких поисковиков, я понял причину того, о чем написал выше. Здесь погибли тысячи наших солдат первых месяцев войны, но в Книге Памяти почти все они числятся как пропавшие без вести...
После Бегуниц доехал до большой фермы, где свернул на полевую дорожку и поехал туда, где, по моим предположениям, находилась д. Финские Голубовицы. Ну вот, кажется, это то самое место - перелесок, гряда камней и поле. вроде бы все так, как я видел на спутниковых снимках. Присел на камень, зажег маленькую свечку-плошку. Неважно, кто ты, похороненный где-то здесь солдат и тысячи непохороненных, этот огонек в вашу память...
Позже выяснилось, что я не доехал до Ф. Голубовиц метров 300. Почему-то это меня не очень огорчило, все же я был на той земле, где сделал свои последние шаги мой дед.
Выехав обратно на дорогу и немного поразмыслив, свернул в сторону Копорья, старинной крепости. Раз уж я оказался здесь, в 20 км, почему бы и не осмотреть древние стены и башни. Стены впечатлили, башни тоже. Облазал всю крепость за полчаса, где можно лазать, пофотографировал, магнитик купил (как же без магнитика) и повернул обратно через Бегуницы на Лугу, только другой дорогой, ну не люблю я ездить по одной дороге взад-вперед!

Люблю такие дорожки местного значения, особенно, если они не очень разбиты. Машин мало, можно ехать не спеша и думать о своем, по сторонам глазеть. Здесь у меня вышел забавный казус. Еще в Копорье воткнул новый зарядник для аккумуляторов фотоаппарата в гнездо прикуривателя (самодельное). И вот, наконец, этот аппарат сигналит мне, что все, дескать, зарядилось и пора выключаться, нечего электричество попусту потреблять. Остановившись, я пытаюсь выдернуть зарядник из гнезда, но не тут-то было, застрял намертво. После нескольких неудавшихся попыток разрешить проблему мирным путем, я таки применил грубую физическую силу. Зарядник немедленно саморазобрался, отдав мне верхнюю часть с батарейками и оставив в гнезде наконечник с предохранителем. Плюнув на строптивую пластмасску, поехал дальше, но история с прикуривателем на этом не закончилась…Но об этом позже. Решил заночевать под Лугой, на месте, где в прошлом году, осенью нас собрал Лешка и где мне очень понравилось. Туда я и поехал, завернув по пути только к кургану партизанской Славы под Лугой.
Знакомой уже дорогой проехал к деревне Турово, свернул на дорожку, что ведет к источнику, мимо него, через ручей, по дорожке через сосновый бор и вот я на поляне, рядом с оврагом, в котором журчит ручей, вытекающий из песчаной пещеры. На поляне была машина и бегала злющая большая собака, не желавшая эту поляну со мной делить. Не больно-то и хотелось! Обогнув овраг, я снова выехал на берег р. Луга, на маленькую полянку, прикрытую деревьями от дороги. Родник здесь тоже был, вытекал под обрывом у реки. Неспеша поставил палатку, спустился к роднику, умылся и набрал воды. Сварил себе высококалорийный ужин из макарон с тушенкой, накрыл пенек-столик. Развел небольшой костерок для души. Летний теплый вечер, берег реки, наполненный сосновым ароматом воздух и тишина, если можно назвать тишиной звуки леса, птичьи песни, журчание родника в овраге. Забираться в палатку не хотелось и даже комары не могли меня прогнать; я долго еще сидел на пеньке у костра.

Утром история с прикуривателем продолжилась. Телефон запросил зарядки, а в гнезде прикуривателя намертво застрял наконечник фотоаппаратного зарядника. Чтобы вытолкнуть его оттуда, нужен кусок проволоки, тонкой и прочной, типа велосипедной спицы. Выручила вилка из складного набора с ложкой и ножиком. Один зубец был отогнут и подпилен надфилем (по явовской привычке я вожу с собой массу инструмента), после чего он пролез в дренажную дырочку прикуривателя и таки вытолкнул злосчастную пластмасску. Ура! У нас есть электричество! Пока телефон заряжался, неспеша все свернул и погрузил на родионов круп. Выбираясь на большак, остановился на "нашей" полянке, где мы еще дважды будем собираться в этом году и на самом выезде, уж больно хороша была реклама навоза от производителя. Вернее, меня покорил сам производитель предлагаемого товара - белозубый конь с голливудской улыбкой. Ему бы зубную пасту рекламировать.

Путь мой лежал к Новгороду Великому. Въехав в родную область, на некоторое время забыл про лето, солнце и, вообще, все хорошие слова из головы вылетели. Пробираясь то по разбитому вдребезги асфальту, то обочиной, крепко сжав зубы, дабы не откусить ненароком собственный язык, с которого сквозь зубы же прорывались проклятья вороватым чиновникам, дорожникам-халтурщикам, заодно и ямкам-кочкам доставалось. Но закончился Батецкий район, начался Новгородский и сразу ровный асфальт зашуршал под колесами. А жизнь-то налаживается! Чуть не доехав до города, свернул налево, в сторону Акрона. В этот раз я заполнял очередные пробелы в своей личной географии. Еще один поворот и вот уже впереди виден Николо-Вяжищский монастырь. Церкви монастыря очень нарядные, отделаны изразцами, я таких, кажется, еще не встречал. Оставив Родиона на площадке перед входом, снял шлем и вошел на территорию монастыря. Странно - я обошел весь монастырь по периметру и не встретил ни одного человека. Попрятались? Боятся мотоциклистов?

Ну, раз уж я сегодня по монастырям, нужно и в Хутынь заехать, а то красиво расположенный на высоком берегу Волхова Варлаамо-Хутынский монастырь я видел только издалека. Проскочил Новгород краем, через колмовский мост, немного по объездной и вот он, поворот на Хутынь. Несколько километров, деревня, сплошь застроенная коттеджами состоятельных новгородцев и площадка перед входом в монастырь. Здесь гораздо оживленней, чем в Вяжищах, много цветов вдоль дорожек. Красиво здесь, но издалека мне казалось еще красивее. Вот всегда так - смотришь издали и кажется, что видишь сказочный остров Буян с церквями и теремами, не меньше! А увидишь вблизи - тоже красиво! Но не волшебно...

Далее у меня был намечен еще один визит - в деревню, где прошло счастливое детство, все летние каникулы и, иногда, зимние. Позвонил двоюродному брату, напросился в гости. Вовка был не против и сказал, что "хоть все лето живи". Поехали... Отведав вкусных крестецких пирогов, свернул на Окуловку. Здесь меня ждал сюрприз в виде полчищ нежных и хрупких созданий - бабочек боярышниц. Красивые, с белыми, пронизанными черными прожилками крылышками, они сидели на дороге, на обочине, летали косяками, пренебрегая всеми правилами безопастности полетов. Ежеминутное "шмяк" по мотоциклу, куртке, брюкам и, что особенно неприятно, по визору шлема просто бесили. В этот день, оттирая салфеткой бабочьи трупы со шлема, уже в третий раз, наверное, я возненавидел и проклял чешуйчатокрылых недели на две, потом таки простил. В Торбино я задерживаться не собирался, пройтись по улочкам, подышать его воздухом и назавтра домой. Так и сделал.

На следующий день, пробившись свозь армады бабочек-камикадзе, вернулся домой. Впереди еще почти целый отпуск, поездка на Север, да и лето еще только начинается.